ОС и интеллект, ч.3
И завершая "трилогию" про ОС и интеллект, осталось поговорить про метамышление. Заодно мне тут в личку поступила серия вопросов про внутренний диалог, нужно ли собственно говоря его останавливать? Дело, на мой взгляд, не в остановке внутреннего диалога, а сначала в способности его наблюдать со стороны, то есть осознавать. Это и есть главная функция метамышления. Затем можно браться и за его контроль, хотя это не обязательно остановка, вариантов контроля много. Но давайте сначала во всём этом разберёмся, а потом уже перейдём к разговору о практике.
В английском языке есть такой термин — "metacognition" или "metacognitive processes". Я впервые обратил на него внимание, изучая статью Урсулы Восс об осознанных сновидениях, в которой она поднимает те вопросы, которые мы уже давно обсуждаем. Что вообще считать осознанностью? Если я говорю персонажам во сне: "это осознанный сон!" и начинаю им это отчаянно доказывать, как будто это реальные люди — это осознанность или нет? Или вот я осознался, выполнил первый пункт плана, дальше должен бы перейти ко второму, но вместо этого летаю и дурачусь. Это всё ещё осознанный сон или только сюжет по мотивам осознанности? Или вот я чётко понимаю, что это сновидение, но не предпринимаю никаких попыток что-то изменить, а просто смотрю сон как кино. Это как называется?
Вот таких примеров на разные формы полу- и предосознанности можно привести десятки. И разобраться в этом без препарирования мышления и выделения в нём мета-функций невозможно. "Мета-", напомню, означает "за пределами". Собственно, давайте просто возьмём англоязычную статью о метамышлении в википедии и частично её переведём. На русском языке читать почти нечего.
— Metacognition is "cognition about cognition", "thinking about thinking", "knowing about knowing", becoming "aware of one's awareness" and higher-order thinking skills. [...] There are generally two components of metacognition: knowledge about cognition and regulation of cognition.
Метамышление (чаще переводится как метапознание или метасознание, но это, на мой взгляд, уводит от сути этого явления) это "познание процесса познания", "мышление о мышлении", "знание о знании", "осознание осознания" и навыки мышления более высокого порядка. [...] Есть два главных компонента метамышления: знание о мышлении (мы будем называть это "метакогнитивное понимание", МП) и регуляция мышления (мы будем называть это "метакогнитивный контроль", МК).
— Metamemory, defined as knowing about memory and mnemonic strategies, is an especially important form of metacognition. Academic research on metacognitive processing across cultures is in the early stages [...].
Метапамять (мы будем называть это "метакогнитивное воспоминание", МВ), определяемая как знание о памяти и мнемонических стратегиях, является особенно важной формой метамышления. Академические исследования метакогнитивных процессов в разных культурах находятся на ранних стадиях [...].
— Some evolutionary psychologists hypothesize that humans use metacognition as a survival tool [...]. Writings on metacognition date back at least as far as two works by the Greek philosopher Aristotle (384-322 BC): On the Soul and the Parva Naturalia.
Некоторые эволюционные психологи выдвигают гипотезу о том, что люди используют метамышление в качестве инструмента выживания [...]. Первые упоминания о метамышлении датируются, по крайней мере, двумя работами греческого философа Аристотеля (384 – 322 г. до н.э.): "О душе" и "Малые сочинения о природе".
Здесь стоит упомянуть интересный факт, что "Малые сочинения о природе" Аристотеля состоят из 7 трудов, в частности: "О восприятии и воспринимаемом", "О памяти и воспоминании", "О сне и бодрствовании", "О сновидении", "О толковании сновидений" и пр. То есть метамышление и сон практически неразрывно связаны с самого начала их изучения. Но это тема для отдельного исследования, а пока продолжим работать с википедией.
Если почитать дальше, то мы увидим, что даже в англоязычной статье даются отчасти противоречивые данные. Это связано с молодостью темы и относительно небольшим количеством научных работ в ней, которые между собой конкурируют. Скажем, в разделе "компоненты" мы видим уже несколько иную и более запутанную классификацию, чем та, которая дана в начале. И она уже полностью "заточена" под процессы обучения, потому что тема метамышления чаще всего интересует учёных в связи с вопросами об эффективности работы со студентами. Но это довольно ограниченный взгляд, так что мы возьмём отсюда лишь один фрагмент.
— Metacognition refers to a level of thinking that involves active control over the process of thinking that is used in learning situations. Planning the way to approach a learning task, monitoring comprehension, and evaluating the progress towards the completion of a task: these are skills that are metacognitive in their nature.
Под метамышлением понимается уровень мышления, который включает в себя активный контроль над процессом мышления, который используется в ситуациях, связанных с обучением. Планирование подхода к учебной задаче, мониторинг осмысления и оценка прогресса в выполнении задачи: эти навыки метакогнитивны по своей природе.
И на этом можно закончить с википедией и подвести какие-то предварительные итоги в приложении к практике ОС. Как же это связано с осознанием во сне и теми тонкими его гранями и особенностями, которые нас запутывают при попытке определить, ОС это был или неОС, или полу-ОС, пред-ОС, микро-ОС и т. д.?
Итак, мы остановимся на начальной классификации: есть три основных метакогнитивных процесса: понимание, контроль и воспоминание. Будем обозначать их для краткости МП, МК и МВ. Логичнее было бы их расположить МВ, МП и МК (метакогитивный взгляд в прошлое, настоящее и будущее), но по распространённости обычно начинают всё-таки с понимания (взгляд в настоящее), затем иногда подключается контроль (взгляд в будущее), ну а воспоминание (взгляд в прошлое) — это функция важная, но воспринимаемая зачастую как вторичная.
Сразу сделаем отступление о МВ. Не использовать функцию метакогнитивного воспоминания — это большое упущение, на мой взгляд. Потому что полноценная осознанность во сне (да и в бодрствовании, наверное, тоже) всегда связана с использованием всех трёх этих функций. Только тогда мы чувствуем стопроцентную ясность, к которой так стремимся. А если какая-то из функций не активна, то по хорошему нужно констатировать переход в полу-ОС. На примере МВ — что это такое, именно во сне? Это чёткая память о том, где ты в реальности находишься, какой сегодня день, какие задачи ты поставил для выполнения в ОС и т. д. Если практика ведётся хаотически и без чёткого плана — эта функция вообще не задействуется. А это значит, что большинство описываемых в интернете опытов, по сути, являются полу-ОСами, если оценивать их по критериям активности метамышления. Вот такой неожиданный вывод.
В этой связи, если взять классическое определение ОС, которое тиражируется в научных статьях, книгах и в той же википедии: "Осознанное сновидение — это сновидение, в котором спящий осознаёт, что спит", приходится констатировать, что это очень ограниченный и устаревший взгляд на ОС. С этой ограниченностью возникает всё больше конфликтов, вот уже и в научных статьях поднимаются эти вопросы. А значит обязательно будет пересмотр. Но это не главная наша задача. Я сейчас говорю о более глубоком понимании осознанности в прикладном, а не теоретическом значении. Как это использовать на практике? Вот в чём наш главный вопрос, если заканчивать разговор о связи интеллекта и ОС.
И хотя темы эти очень объёмные и чтобы обсудить их подробнее нужно браться, всё-таки, за книги, но вкратце давайте закончим эту трилогию практикой и вернёмся к вопросу о внутреннем диалоге. В этой связи стоит взять ещё один небольшой фрагмент из той же статьи в википедии:
— There is an intimate, dynamic interplay between mind wandering and metacognition. Metacognition serves to correct the wandering mind, suppressing spontaneous thoughts and bringing attention back to more "worthwhile" tasks.
Существует тесное, динамичное взаимодействие между блуждающим умом и метамышлением. Метамышление служит для исправления блуждающего ума, подавления спонтанных мыслей и привлечения внимания к более «стоящим» задачам.
Важно отметить, что "блуждающий ум" — это ещё один важный термин, без которого разобраться в осознанности невозможно. Блуждающий ум и метамышление — это два противоборствующих и творчески соединяющихся процесса, которые и составляют нашу внутреннюю жизнь. Как же они могут бороться и/или соединяться, если мы хотим стимулировать осознание во сне? Ответить на этот вопрос очень просто, если мы помним о трёх основных функциях метамышления.
Во-первых, коррекция блуждающего ума (контроль внутреннего диалога) может основываться на МП (метакогнитивном понимании), то есть это просто осознание этого процесса. Это вот тот внутренний наблюдатель, который просто смотрит на всё, что происходит с умом, будь то какой-то словесный поток, или набор визуальных образов, пробегающих перед сознанием, или кинестетические ощущения, положение в пространстве, чувство тепла или холода, или шуршание крови, пробегающей по капиллярам в области барабанной перепонки, или накатывающие волны вибраций во время предвнетелесных эффектов... Всё это может происходить незаметно для нас, а может быть подвергнуто метакогнитивному пониманию. Что происходит, когда мы это метакогнитивно понимаем?
Когда включается МП, то просто задействуются определённые области мозга, скорее всего в префронтальной области. Вот в этих областях есть нейроны. Если они уже активно связаны с популяциями нейронов, отвечающих за этот внутренний диалог, кинестетику, слух и т. п., то есть если есть опыт и привычка это осознавать — значит достаточно просто активизировать эти связи. То есть запустить по ним электро-химические импульсы. Если же этих связей нет (или они слабые), значит их нужно нарабатывать, то есть этому учиться. В любом случае, в ОС, чтобы испытать ту самую ясность, которая является целью — нам нужно будет эти нейронные связи активизировать. Так что в этом конечно очень нужно тренироваться. И особенно это полезно делать при засыпании, при пробуждении, во время перерыва сна. То есть в ночной период. Тогда рано или поздно это произойдёт и во сне.
И это очень важно понять, что одного интеллекта, одного ацетилхолина — недостаточно для осознания. Нужно именно активировать особые группы нейронов, особые отделы, и чтобы они были в активной связи с иными отделами. Это всё должно быть наработано, наезжено, грубо говоря, в голове. Иначе фокуса не получится. Поэтому и совсем не обязательно, что "умный" человек (то есть с активной холинергической системой) должен обязательно ОСить. Он должен быть не просто умным, но ещё его ум должен быть особенным образом развит. Именно в процессах метамышления. И эти процессы, даже когда они развиты, ещё и должны быть активизированы именно в ночной период. Вот в чём хитрость.
И, кстати говоря, если вы посмотрите на большинство эффективных техник и подходов к ОС, то они все так или иначе связаны с этой активизацией метамышления (и в первую очередь МП) именно в ночной период. Можно практиковать только днём, надеясь, что рано или поздно активность этих нейронных связей вдруг почему-то включится и среди ночи. Да, это тоже, менее эффективно, но при определённом упорстве работает. И всё-таки самые мощные техники — это связанные с ночными пробуждениями и последующими осознанными засыпаниями, думаю, опытные практики согласятся. Кто-то скажет, что это можно делать и днём (осознанно засыпать). Можно, но тут встаёт вопрос о цикличности стадий сна, SOREMPs и т. д. В общем, отдельная тема. Но важно согласиться в одном. Метакогнитивное понимание — основа практики. Без этой функции, без этого навыка — практиковать бессмысленно и невозможно. Просто "нечем" будет иначе осознаваться. Хотя бы на чисто нейронном уровне.
Но МП — это только часть метамышления. Следующий шаг — контроль. В процессе тренировки это контроль этого самого блуждающего ума (внутреннего диалога), или попытка управлять своими кинестетичексими ощущениями (можно представлять как мыслено двигаешь руками, передвигаешь предметы, ощупываешь что-то, гоняешь волны энергии и т. д.), или попытки последовательно переключать внимание между левым и правым ухом, когда мы прислушиваемся, и так далее и тому подобное. Упражнений на этот счёт — не счесть. Мистические подходы в этом смысле это просто кладезь. В прикладном значениии они бесценны. И одна только "остановка" внутреннего диалога — это просто песчинка в многообразии этих приёмов. Я не буду в этой статье отдельно анализировать и тем более критиковать учение Карлоса Кастанеды. Это просто не мой профиль. Я не знаю и мне это не очень интересно, насколько его система достоверна. Мы это не можем проверить (по крайней мере я не собираюсь это проверять тем комплексом методов, который предложен в его книгах), а поэтому какая по большому счёту разница? Я знаю только одно. Что метакогнитивный контроль — это ещё одна необходимая нам основа. Без него невозможно не только войти в ОС, выйти из тела или не вылететь оттуда в первую же секунду. Но и все навыки по управлению средой, перемещениям, трансформирование своего тела, создание предметов и всё то самое интересное, ради чего мы практикуем осознанные сны — без МК невозможны. И хотя есть люди, которые утверждают об очень высоком навыке метакогнитичного понимания, что они прямо осознают все сны, но в диалоге с ними зачастую выясняется, что контроль-то они вообще не используют. Они даже не летают во сне. Ну и зачем тогда такие псевдо-осознанные сны нужны? Если вы хотите испытать осознанность на все 100%, то эти нейронные связи тоже должны быть развиты. И их тоже можно и нужно тренировать как в бодрствовании, так и в просоночном состоянии. Без этого никакая серьёзная система практики работать не будет.
Ну и есть третий элемент. Метакогнитивное воспоминание. В режиме тренировки нейронных связей — это повторение целей, последовательности шагов в рамках того или иного алгоритма, вспоминание уже состоявшихся сновидений (как при пробуждении от них, так и в процессе практики, для возврата в них или инициации подобных им опытов) и всё т. п. И тренировка эта очень, очень нужна. Она жизненно необходима и тоже может быть очень многообразна. Что же касается включения этой функции уже во сне, то здесь она может быть довольно ограничена, но иметь ключевое значение. Это, в первую очередь, обращение к заранее составленному плану. Никакое исследование, научное или личное — без этого обойтись не может. Без плана можно только развлекаться, но и это быстро надоест. Рано или поздно вы скажете себе накануне практики: "сегодня я хочу не просто летать, а, скажем, попробовать сделать это особенно быстро, высоко или задом наперёд". И вот с этого начинается знакомство с теми опытами, которые я называю опытами высокой или "полноценной" осознанности.
Только когда вы — 1) чётко понимаете, что спите; 2) активно управляете собой и сном; 3) хорошо помните и выполняете заранее составленный по пунктам план действий — только тогда вы, проснувшись, испытываете максимальное удовлетворение от практики. Только тогда вы понимаете, что вот это, да, действительно было как наяву. Что это был не какой-то персонаж, а именно вы — абсолютно тот же, что и в реальности, с теми же мыслями, чувствами, желаниями и т. д. Только тогда вы испытаете непрерывность и стабильность осознанности как минимум при пробуждении от ОС, а при развитии навыка, и в процессе входа в него. И только тогда вы, возможно, скажете себе то же, что я сказал в первом таком опыте, 16 лет назад: "Когда я проснусь, я больше никогда не могу быть уверен, что реальность реальна".
Но это совсем другая история =)
Подводя итог, "остановка внутреннего диалога", как и все прочие выделяемые в той или иной системе практик методы — это упрощение. Таких маяков много. Попробуйте окинуть горизонт целиком. Он бесконечен. Но если выделить стороны света и обзавестись компасом, то путешествие будет гораздо более осмысленным и приятным.
Успехов в освоении ОС!
А. С.,
2.01.2019